Эксперт призвал дать внятный ответ о ситуации с «грязной нефтью»

Помимо коммерческих аспектов в ситуации с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба», есть и проблемы имиджевого характера. Об этом «Известиям» 19 июня сообщил президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Александр Дынкин.

По его словам, эта история моментально была подхвачена СМИ и активистами, заточенными на борьбу с так называемой энергетической экспансией России. Главной их задачей, по мнению Дынкина, было породить сомнения в надежности РФ как поставщика качественных ресурсов.

«Время от времени зарубежные СМИ включаются в кампании недобросовестной конкуренции по отношению к российскому экспорту. Можно вспомнить сюжеты о «грязном российском электроне» применительно к экспорту электроэнергии. Сегодня слышны куплеты о «грязном российском продовольствии». И поставки некачественной нефти стали долгожданным подарком таким пропагандистам. Именно поэтому необходим внятный и взвешенный ответ по поводу этого, увы, реального события», — отмечает Дынкин.

Эксперт отметил, что «Транснефть», согласно поступающей информации, начала прокачку качественной нефти по трубопроводу, и некоторые европейские заводы уже подтвердили получение чистого, незараженного сырья.

С нефтью не мельчили: кто виноват в загрязнении «Дружбы»

Эксперты сомневаются, что к многомиллионному ущербу могли привести действия небольших региональных компаний

«Однако при этом мы знаем, что эти НПЗ работают сейчас не на полную мощность. В связи с чем хотелось бы уточнить, в каком объеме восстановлена прокачка. Есть основания полагать, что функционирует только одна из четырех ниток «Дружбы». Конечно, восстановление прокачки по одной ветке — факт позитивный, но потребителям этого явно недостаточно, их убытки продолжают расти. Поэтому хотелось бы знать конкретный график ввода всех четырех ниток трубопровода и — что не менее важно — хотя бы предварительные причины происшествия», — добавил он.

«За три месяца, — подчеркивает Дынкин, — можно было определить, откуда появилась в «Дружбе» «грязная нефть», причем услышать официальную информацию, а не довольствоваться эпизодическими «утечками» в прессе». По мнению эксперта, не менее важно понять, какие меры приняты для того, чтобы не допустить в дальнейшем повторения такой ситуации.

«Мы знаем, что «Транснефть» перешла на ежедневный мониторинг качества нефти вместо ежедекадного, как это было раньше. Мы слышали также предложение «Транснефти» передать ей на баланс корпоративные пункты сдачи нефти. Бесплатно или «Транснефть» готова их выкупить? И как при таком раскладе должны вести себя добывающие компании, следует ли им по-прежнему проверять качество своей нефти? Вот ключевые вопросы, ответы на которые нефтетранспортная монополия пока нам не дает», — резюмировал Дынкин.

Среди пострадавших от загрязнения «Дружбы» как российские, так и зарубежные компании: некачественные углеводороды попали в Белоруссию, Польшу, Германию, Венгрию и другие государства.

Официально общую сумму ущерба, как и объем компенсаций потребителям и поставщикам российской нефти, «Транснефть» не называла.

Общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе «Дружба» и через порт Усть-Луга, составил порядка 3 млн т, сообщил в конце мая вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что суммы ущерба и компенсаций могут составить от сотен миллионов до миллиарда долларов и выше.

«Среднемесячные поставки по «Дружбе» варьируются в среднем в пределах 4,2 млн т в месяц. Это значит, что итоговый простой повлечет за собой сокращение поставок на 15 млн баррелей Urals, что составляет примерно $1 млрд выручки российской нефтянки. То есть в совокупности с затратами «Транснефти» на очистку «Дружбы» и компенсацией партнерам по контрактам можно ожидать даже большей цифры», — посчитал аналитик «БКС Брокер» Константин Карпов.

В начале июня глава «Транснефти» Николай Токарев в интервью РБК заявил, что компания должна самостоятельно управлять всеми частными пунктами приема нефти. По его мнению, это необходимо сделать, чтобы предотвратить случаи поступления некачественной нефти в магистральные трубопроводы.

Источник: iz.ru

Написать комментарий